Стресс
в жизни современного ребенка
Чуфарова Т.А., Ботева М.Б. педагоги – психологи
МАУ «ЦППМСП Тракторозаводского района г. Челябинска»
«Лучший
способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми»
(Оскальд Уайльд)
(Оскальд Уайльд)
Стресс (от англ. stress) — давление,
нажим, напор, гнет, нагрузка, напряжение. Первоначально термин использовался
в физиологии для обозначения неадекватной реакции организма
на неблагоприятное воздействие (Т. Селье).
Стресс — это общая (неспецифическая) реакция
организма на физическое или психологическое воздействие, нарушающее гомеостаз
(постоянство внутренней среды), а также измененное (преимущественно
возбужденное) состояние нервной системы и организма в целом.
Люди
испытывали стресс всегда, актуальность данной проблемы неоспорима, т. к. ритм
жизни становится все более интенсивным.
Стресс
может быть не только у взрослых - это часть человеческой природы с самого
раннего детства.
Вся жизнь ребенка — это сплошной стресс.
Ребенок не управляет событиями своей жизни, любое новое внезапное решение
родителей, особенно то, что касается жизни семьи — стресс. У малышей
еще нет эффективных навыков адаптации к жизни, они действуют методом
проб и ошибок. Детям постоянно нужна поддержка родителей.
Если
у ребенка достаточно эмоциональных связей в первые годы жизни, то он растет
психологически здоровым. Ребенку необходима безопасность и уверенность в том,
что его любят. Родители должны вселить в него ощущение их постоянной
поддержки, чтобы это переросло в его уверенность, что они рядом, он сильный, все хорошо и они вместе — и это
чувство дает ему ощущение благополучия.
У
детей стресс может возникать по разным причинам — новая воспитательница в детском саду,
потерянная игрушка, ссора с лучшим другом, выступление на утреннике или в
большом зале на концерте.
Общие причины стресса у
современного ребенка
1.
Разлука с родителями. Маленькие дети, когда их впервые
приводят в детский сад, нередко испытывают беспокойство и стресс из-за страха
разлуки с родителями. Когда ребенку приходится исследовать социальное окружение
без привычной для него поддержки, это может вызвать у него страх и
беспокойство.
2.
Социальное давление. Обычно его испытывают дети
старшего возраста, но иногда и дошкольникам бывает трудно приспособиться к
новой обстановке (например, в детском саду). Они становятся стеснительными и
замкнутыми.
3.
Домашняя атмосфера. Обстановка дома сильно влияет на
поведение и привычки ребенка. Дети, которые становятся свидетелями частых
конфликтов в семье, развода родителей или смерти кого-то из близких, нередко
страдают от стресса.
4.
Другие факторы. Стресс у детей может возникать из-за тревожных сообщений в
новостях, болезни, финансовых проблем в семье, отсутствия поддержки со стороны
родителей и т. д.
5. Исследования также показывают,
что причиной стресса у ребенка может являться то, что его родители, особенно
мать, также испытывают хронический стресс.
Симптомы стресса у ребенка
1.
Недостаточно развитые речевые навыки.
2.
Расстройства обучения.
3.
Плохая концентрация.
4.
Проблемы с памятью.
5.
Агрессивное поведение.
6.
Ребенок грубо разговаривает с окружающими.
7.
Не может доверять другим людям, трудно заводить друзей.
8.
Регрессивное поведение (ребенок проявляет поведение, свойственное детям младшего
возраста).
9.
Ребенок требует внимания к себе и всячески пытается его привлечь.
10.
Часто плачет или кричит, впадает в истерику, раздражителен
11.
Ребенок неуверен в себе, проявляются тревожность и страх, замкнут.
12.
Ребенок боится разлуки с кем-то из родителей.
13.
У ребенка проявляются расстройства сна, часто болит живот, проявляются
расстройства пищеварительной системы.
14.
Ребенок страдает от кошмаров, энуреза.
Важно!
Стресс представляет опасность и становится
проблемой, если плохо контролируется и у ребенка нарушается адаптация.
Как
помочь дошкольнику справиться со стрессом
Следуя
несложным рекомендациям, вы можете помочь ребенку справиться со стрессом.
Рекомендации для
родителей и педагогов
1.
Помните, то, что родителям кажется не вызывающим стресс, для детей может быть
его очевидной причиной. Попробуйте увидеть ситуацию с их точки зрения, и тогда
вы лучше поймете испытываемый ими стресс.
2. Приготовьте ребенка к неожиданностям.
Чем меньше мы знаем о новой ситуации, тем больше мы боимся ее. Поэтому вам
следует ознакомить детей с тем, что им предстоит.
3. Объясните ребенку, когда что-то случится.
Ребенок, который боится, что больше никогда не увидит свою маму, может не
понять, если вы объясните ему, что мама вернется через три дня. Объясняйте ему
такими словами, которые понятны ребенку. Скажите ему: "Мама вернется через
три сна". Таким образом, он поймет, сколько времени ему придется ждать.
4.
Давайте ребенку посильные задания, не требуйте от ребенка только отличного поведения и высоких оценок. Одним
из главных факторов, вызывающих стресс в жизни ребенка, могут быть ожидания
родителей.
5.
Разговаривайте с ребенком спокойным
тоном. Это поможет ему справиться с раздражением и успокоиться.
6.
Дайте ребенку время, чтобы все объяснить. Выберите несколько минут перед
отходом ко сну и предоставьте ребенку возможность рассказать о том, что его
беспокоит. И вам совсем не нужно самим поддерживать этот разговор. Сидите и
молчите, просто слушайте, что говорит ребенок - это предпосылка к выражению им
своих чувств.
7.
Позвольте ребенку быть самостоятельным.
8. Протяните руку помощи.
Ваши дети должны знать, что вы - это безопасная гавань, куда они могут
вернуться, если с ними что-то случится. Ребенок, уверенный в своих родителях и
доверяющий им, знающий, что они придут ему на помощь, если ему станет трудно,
лучше других учится овладевать окружающей обстановкой.
9. Расскажите им о своих воспоминаниях.
Поделитесь с детьми воспоминаниями о своих взлетах и падениях, и объясните, как
вы справились со стрессом. Расскажите ребенку истории о своем детстве, о том,
что причиняло вам боль и что вас смущало. Это сделает нормальными его
собственные переживания.
10. Продемонстрируйте свой метод контроля над
стрессом. Ничто не действует так хорошо, как
демонстрация метода своего собственного управления стрессовыми ситуациями. Ходите
на прогулки, ешьте здоровую пищу, общайтесь с друзьями и придерживайтесь
определенного режима. Когда мы ведем сбалансированную жизнь, мы способны легко
переносить стресс. А когда мы справляемся таким образом со стрессом, наши дети
следуют нашему примеру.
11. Установите определенные пределы внешкольным
занятиям. Ребенок, который записан в излишне большое
количество спортивных и других секций, является кандидатом номер один для
стресса. Родителям следует отойти в сторону, установив разумные пределы
внешкольных занятий, и помочь ребенку заниматься вещами, доставляющими ему
удовольствие.
12. Укрепите у них чувство уверенности в себе.
Помогите своему ребенку обнаружить в себе что-нибудь, что заставит его уважать
себя. Поощряйте ребенка, когда он занимается деятельностью, в которой может
добиться успеха. Когда вы хвалите детей за успехи, это компенсирует их
недостатки в тех занятиях, которые они выполняют не так успешно.
13. Демонстрируйте им свою любовь.
Чувство безграничной любви родителей к своему ребенку может защитить его от
самых трудных жизненных стрессов. Детям
нужно знать, что родители их любят, вне зависимости от того, насколько успешно
они проявляют себя в учебе или на спортивной площадке.
14.
Играйте вместе с ребенком: игровые методы работы с предметами, игрушками
формируют более тесный эмоциональный контакт.
15.
Применяйте психотерапевтические методы: сказкотерапия, песочная терапия,
арт-терапия, элементы телесной терапии: обнять, погладить, успокоить и т.д.
16.
Помогите ребенку выразить словами его
чувства. Но вместе с тем обозначьте ему границы.
17.
Заботьтесь о физическом и психическом здоровье ребенка. При необходимости
обращайтесь к специалистам: врачу-педиатру, психотерапевту, психологу.
Научить
детей противостоять стрессу помогут и игры.
Игра против стресса
Игры
предназначены для профилактики утомления, вызванного интенсивными
интеллектуальными нагрузками. Непринужденность обстановки, свобода
импровизации, возможность отступления от заданных правил, нацеленность педагога
на создание у детей эмоционального подъема, отсутствие проигравших — все это
создает у игроков состояние особого психологического комфорта. Игры проводятся при наличии
объективной необходимости восстановления у детей комфортного психологического
состояния или предупреждения психоэмоционального напряжения.
Игры
могут проводиться как индивидуально, так и коллективно. Такие игры
целесообразно проводить двум педагогам: например, практическому психологу и
инструктору по физической культуре. Длительность
игр зависит от их содержания и может варьироваться от 1 до 2 минут. Общая
длительность игр в среднем составляет 4—6 минут. Проводить игры можно как с
музыкальным сопровождением, так и без него. Игры не должны повторяться (может
быть, изредка), чтобы детям было интересно.
Особых возрастных требований к данным играм нет.
Особых возрастных требований к данным играм нет.
ЦАПЛЯ
Детям
предлагается разуться и встать по сигналу в круг. Ведущий объявляет конкурс на
лучшую цаплю. По сигналу дети должны правую ногу согнуть в колене, развернуть
ее на 9 градусов по отношению к левой и прижать ступней к бедру левой как можно
выше. Руки на поясе. Глаза закрыть. Необходимо продержаться в таком положении
как можно дольше. Те, у кого это получилось, становятся водящими в подвижной
игре «Лягушки и цапли».
УШИ
Для
выполнения этого упражнения нужно сесть на край стула. По сигналу дети
наклоняют голову к плечам, поочередно слева направо и справа налево. Наклоны
выполняются сильно и резко, так, чтобы при каждом наклоне достать ухом до
плеча. Упражнение выполняется 20 секунд. По окончании ведущий благодарит детей
и спрашивает, хорошо ли у них разогрелись ушки. В этом упражнении разогреваются
уши, а через нервные окончания в ушных раковинах возбуждается и весь организм.
СКОМОРОХИ
Детям
предлагается поочередно каждой ногой шлепнуть себя сзади по ягодицам. При этом
ноги нужно как можно сильнее отбрасывать назад, чтобы удар пяткой по ягодицам
был ощутим и слышен. Ассистент прислушивается, чьи шлепки будут громче. Задание
выполняется по сигналу в течение 30 секунд.
КОШКА
Ведущий
предлагает детям опуститься на колени и упереться ладонями в пол. «Сейчас мы
будем изображать кошку. Сначала кошка недовольна. Она выгибает спинку как можно
сильнее вверх. Теперь кошка потягивается. Спинка прогибается вниз». Движения
должны быть энергичные, но в то же время плавные и грациозные. Движения
чередуются в течение 2 секунд. Затем
детям предлагается лечь на спину, быстро и грациозно переворачиваться то на
один, то на другой бок, одновременно выполняя потягивающие движения руками и
ногами на одном боку и сворачивающееся движение на другом, как это делает
кошка, когда очень довольна. Упражнение выполняется в течение 2 секунд. Ведущий
благодарит детей. Самые грациозные кошки становятся водящими в игре «Кошки-мышки».
Игра способствует эмоциональному подъему.
Игра способствует эмоциональному подъему.
ПЛЕННИКИ
Дети
делятся на две равные группы и встают шеренгами друг против друга. По сигналу
гонга крайний игрок берет мяч и бросает его игроку напротив. Этот игрок бросает
мяч следующему игроку напротив и т.д. Если играющий не поймает мяч, то он
переходит «в плен» на противоположную сторону. Когда мяч дойдет до конца
шеренги, его кидают обратно в таком же порядке. Побеждает та команда, в чью
шеренгу перешло больше игроков. Игра проводится в течение 2 минут.
ГУСИ
Дети
выстраиваются в одну шеренгу, приседают на корточки и по команде ведущего бегут
гусиным шагом вразвалочку. Выигрывают самые резвые. Можно бежать, если не
позволяет пространство, на месте.
РАКИ
Дети
встают на колени вдоль стартовой черты, повернувшись спиной к финишной черте.
По сигналу движутся задом наперед, стараясь как можно скорее добраться до
финиша, сохраняя прямолинейность движения.
ВЕЛИКАНЫ
Детям
предлагается дойти до финиша «гигантскими» шагами, при этом ни в коем случае не
переходить на бег. Побеждает самый быстрый.
ШАРИК
Дети
рассредоточиваются по площадке. Одному из них дается надувной шарик. Нужно
перекидывать шарик друг другу, но при этом не двигаться с места и не отрывать
ступни от пола. Тот, кто сдвинулся с места, выбывает из игры. Кто избегает игры
(не ловит шарик) — выбывает из игры. Игра начинается по сигналу гонга.
ПОСЛУШНЫЙ МЯЧИК
Дети
встают в две шеренги. По сигналу перекатывают из сложенных в чашечку ладошек
стоящему слева мяч (диаметром 8 см). Ни в коем случае нельзя передавать мяч по
воздуху. Он должен перекатиться из ладошек в ладошки. Если кто передал мяч по
воздуху или уронил его, выбывает из игры. Побеждает команда, в которой
останется больше игроков.
БОЙ ПЕТУХОВ
Детям
предлагается встать на правую ногу. Левую поднять немножко назад и держать ее
левой рукой за голень. Правую руку выдвинуть вперед. В такой позе, прыгая на
правой ноге, нужно сразиться. Дети подпрыгивают друг к другу и делают хлопок по
ладони, затем прыгают к следующему. Кто оступился и встал двумя ногами —
выходит из игры. Остаются игроки с наиболее выраженными «петушиными» данными.
БОЛЬШОЙ МЯЧ
Дети
встают в круг, взявшись за руки. Водящий старается выбить большой мяч из центра
круга ногами. Дети должны не пропускать мяч, отбивая его только ногами. Пропустивший
мяч становится водящим.
И все же стресс —
это не всегда плохо, ведь это реакция организма на новую необычную
ситуацию. На самом деле стрессовые факторы могут положительно влиять
на ребенка. Например, он впервые идет с родителями в поход
или выезжает на отдых. Для ребенка это новая обстановка, но он получает
положительные эмоции, и такой стресс только на пользу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий