Программа "Сотрудничество"
Занятие 5
«Способы решения конфликтных ситуаций»
5 способов разрешения конфликтов
Сотрудничество – самая эффективная стратегия
поведения. Позиции сторон приравниваются к позициям союзников и партнеров,
поэтому возможно конструктивное разрешение конфликта. Выбор сотрудничества
обусловливается высокой значимостью разрешаемой проблемы для всех сторон
конфликта, а также их взаимозависимостью.
Компромисс предпочтителен, когда субъекты
конфликта обладают равными статусами и ресурсными возможностями или существует
опасность их потери при любом другом выборе действия. Компромисс – самая
распространенная стратегия в реальной жизни, так как позволяет достаточно
быстро урегулировать конфликт.
При
отсутствии желания активных действий по достижению цели или времени на ее
реализацию выбирают стратегию избегания.
Если избегание используется на начальном этапе развития противоречия, конфликт
затухает и сохраняет силы и ресурсы субъектов конфликта нерастраченными.
Приспособление – это вынужденная стратегия
действия, обусловленная потерей сил, пониманием невозможности альтернативного
исхода или другими субъективными причинами.
Соперничество оценивается практиками двояко, так
как иногда приносит мгновенные позитивные последствия, но может также наносить
значительный ущерб одной из сторон конфликта.
Упражнение «Яблоко и червячок» (мягко и
спокойно): Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы —
яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно
висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг, откуда ни возьмись,
подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза
и скажите свой ответ. А
теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, проиллюстрируем
их результатами нашего упражнения «Яблоко и червячок».
Примеры ответов:
Конкуренция: «Сейчас, как упаду на тебя и
раздавлю!»
Избегание: «Вон, посмотри, какая там
симпатичная груша!»
Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку,
остальное оставь моим любимым хозяевам!»
Приспособление: «Такая, видимо, у меня доля
тяжкая!»
Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже
упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!»
Как бы нам
не хотелось этого, едва ли возможно представить и, тем более, осуществить совершенно
бесконфликтное взаимодействие между людьми. Иногда даже важнее не избежать
конфликта, а грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации и
привести стороны к конструктивному соглашению. Только переговоры, которые
помогут выяснить истинные причины поведения, способствуют урегулированию
взаимоотношений и установлению сотрудничества обеих сторон.
Итак, как
же выйти из конфликтной ситуации?!
Внезапно
возникший конфликт можно постараться избежать. Если избежать не удаётся, его
надо спокойно встречать и стремиться разрешить к удовлетворению всех
конфликтующих сторон. К разрешению конфликтной ситуации надо подготовиться.
Определите свою цель. Что вы хотите? Если вы разрешаете конфликт путём
переговоров, выберите время и место, удобное для обеих сторон.
Для
правильного управления межличностным конфликтом важно не только помнить о своей
позиции и понимать позицию другой стороны, но и осознавать состояние поля в
целом.
Спокойно
заявите о своих интересах, спросите вашего противника, хочет ли он работать над
разрешением конфликта. Если не хочет, то как он видит решение проблемы.
Предлагайте разные варианты. Если они не принимаются, работайте над конфликтом
самостоятельно.
Если
противник готов к урегулированию конфликта, осознайте своё состояние: что вы сейчас
чувствуете и чью сторону в этот момент принимаете — свою или
партнёра-противника.
Ищите
понимание, а не победу. Спокойно обсудите причины, вызвавшие конфликт.
Разберитесь, что привело к конфликту: действия другой стороны или ваше
непонимание ситуации. Предполагайте лучшее, не обвиняйте, пока не выясните, что
другой имел ввиду. Задавайте правильные и тактичные вопросы.
Отстаивайте
свою позицию, но не давите на партнёра. Не требуйте, чтобы он изменился.
Давление ограничивает возможности обеих сторон и не способствует разрешению
конфликта.
Следите за
тем, что говорите:
Употребляйте слова, которые „поднимают“
человека, а не „опускают“ его.
Спросите себя, правда ли то, что вы
сейчас говорите, не преувеличиваете ли вы?
Не используйте слова „всегда“ и „никогда“.
Будьте правдивы и делайте это с добром. Иногда
бывает лучше и промолчать.
Нападайте на проблему, а не на
человека.
Говорите о конкретных вещах, не обобщайте.
Решайте главные вопросы, не цепляйтесь за
мелочи.
Не говорите о нём, говорите о себе.
Вместо „ты врёшь“ скажите: „у меня другая информация“.
Осознавайте
свои ощущения и выражайте их. Будьте искренни с собой и партнёром. Делитесь
своими чувствами правильно. Это поможет партнёру лучше понять вас. Позволяйте и
партнёру свободно выражать свои эмоции. Разберитесь в своих чувствах:
определите, какие эмоции вы можете выразить и какие подавляете. Почему?
Сообщение о своих переживаниях — это один из путей отстаивания своей позиции.
Притча про
собаку - Зеркало
В очень давние времена один король
построил себе большой дворец. Дворец тот был весьма необычный. Внутри он был
покрыт зеркалами. Всего его стены, потолки и полы были зеркальными.
Однажды во дворец забежала собака.
Озираясь по сторонам, она увидела, как со всех сторон на нее смотрят собаки,
множество собак. Собаки были повсюду. Но она была разумной собакой, поэтому
просто оскалилась на всякий случай, чтобы испугать их и защитить себя.
Окружающие собаки оскалились в ответ. Тогда она зарычала – они ответили ей тем
же.
Теперь собака не сомневалась – ее
жизнь в опасности, и залаяла. Собаки не уходили, поэтому она стала лаять
отчаянно, изо всех сил. Миллионы собак также отчаянно лаяли в ответ. И чем
больше лаяла собака, тем больше они ей отвечали.
Утром во дворце нашли несчастную
собаку мертвой. А ведь она была одна, дворец был пуст, только зеркала окружали
ее… миллионы зеркал. Она испугалась своего отражения, она вступила в борьбу со
своим отражением. Она погибла в отчаянной борьбе с миллионами своих собственных
отражений…
Комментариев нет:
Отправить комментарий