Программа: «Путь к выбору профессий»
Цель коррекционно-развивающей
программы заключается в оказании психологической помощи учащимся 9-11 классов
в профессиональном самоопределении и выборе профессии с учетом интересов,
склонностей, индивидуальных особенностей и потребностей.
Программа позволяет решить такие
задачи, как расширение кругозора обучающихся в мире профессий, актуализацию
процесса профориентации обучающихся, выявление интересов, способностей и
возможностей.
Профориентационное занятие
1 занятие
«Мир профессий»
Если
вы с детства мечтали стать врачом или космонавтом, и до сих пор не сомневаетесь
в правильности своего выбора – у вас нет проблем! Что бы ни говорили мама и
бабушка, вы с упорством фанатика штудируете учебники по химии или биологии, или
посещаете кружок «юный физик» и хорошо представляете себе, что будете делать по
окончании школы.
Если
это так, то вы – счастливчики. Потому что многие ребята совершенно не
представляют себе, «кем быть» и куда поступать, и поступать ли вообще, когда
прозвенит долгожданный последний школьный звонок.
Мир профессий огромен.
Специалисты насчитывают только в нашей стране около 7000 профессий, причем
постоянно возникают новые профессии и отмирают устаревшие. А в международный
стандарт классификации профессий еще в 1988 г. было занесено их 9333. За последнее
десятилетие появилось множество новых профессий.
Упражнение
1. Из приведенного ниже списка выберите те профессии, которые:
• почти или совершенно исчезли;
• появились только в XX
веке;
• появились в
последние десятилетия.
Художник, менеджер, тракторист-машинист широкого профиля, маркетолог,
трубочист, имиджмейкер, редактор, столяр, извозчик, программист, маляр, врач,
летчик, бухгалтер, оператор станков с ЧПУ, экскурсовод, резчик по дереву,
садовник, повар, аудитор, педагог.
Ребята,
каждому человеку важно найти свое место в трудовой жизни. При этом желательно
использовать свои личные качества, способности, ценностные ориентации.
Давайте
попробуем. Вы можете определить свои ориентации на труд в целом и на профессиональную деятельность в частности. Для
этого Вам необходимо закончить следующие предложения:
Упражнение
2. Закончите предложения
• Люди работают ради…
• В любом профессиональном
труде самое важное...
• Выбирая профессиональную
деятельность, люди чаще всего руководствуются…
• При выборе
профессиональной деятельности люди чаще всего не учитывают…
• Чтобы работа приносила
радость…
• Моя профессиональная
деятельность даст мне возможность…
• Мое будущее
кажется мне…
Ребята,
после проведения упражнения, мы можем обсудить его результаты. Ответы на вопросы можно отправить на мой электронный адрес:
irina.miheewa@mail.ru ( с пометкой «Профориентация»).
Упражнение 3.
Составьте список специалистов, которые участвуют в создании:
• художественного
кинофильма...
• батона хлеба...
• газеты...
• ученической
тетради...
• компьютора...
Упражнение
4. Составьте список специалистов, которые обеспечивают:
• возможность поездки в
любой населенный пункт...
• возможность
телефонного разговора ...
• безопасность
Государственной границы...
Упражнение
5. Групповое обсуждение темы:
• Какие профессии у ваших
родителей?
• Почему они выбрали
именно эту профессию?
• Кто повлиял на их выбор?
Хорошо,
когда проблема выбора профессии тревожит – это означает вашу социальную и
психологическую зрелость. Хуже, если вам пока все равно: мама за ручку отведет
в юридический институт (потому что вам
«как бы нравится» история), а потом окажется, что вы терпеть не можете
перебирать нудные бумаги и общаться с людьми.
Трудности
профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят:
1. Молодые люди пока
не нашли в этой жизни ничего интересного. Такие ребята могут хорошо учиться, но
они ничем не увлекаются, жизнь их довольна скучна или просто монотонна. Вот и
не могут определиться, чем хотелось бы заниматься – потому что из того, что
окружает их в мире, ничто не влечет особенно.
2. Ребята данной категории, как
правило, плохо ориентируются в мире профессий. Это очень активные
ребята. Им интересно все: они посещают одновременно три кружка, пять
факультативов и десять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как
говорится, если человек талантлив – он талантлив во всем. За что ни возьмется
этот чудо-ребенок – во всем добивается успеха. Однако… он тоже не может
определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.
Многие испытывают трудности в выборе профессии. Работа с данной методикой поможет Вам уточнить свой
выбор, узнать будущую профессию, увидеть новые варианты.
«Матрица выбора профессии» (Г.В.
Резапкина)
Комментариев нет:
Отправить комментарий